Главная arrow Экономика и право arrow Судебная система и государственный контроль
Судебная система и государственный контроль
Организация судебной системы Латвии определяется Конституцией, законами «О судебной власти» от 15 декабря 1992 г., «О сиротских судах и волостных судах» от 23 ноября 1995 г., «О Конституционном суде» от 14 июня 1996 г.

Систему общих судов образуют Верховный суд, окружные суды (всего их пять) и районные (городские) суды. Районный суд по первой инстанции рассматривает основную массу гражданских, уголовных и административных дел. По общему правилу, дела слушаются судьей и двумя непрофессиональными судьями, а в случаях, предусмотренных законом, — судьей единолично. Окружной суд является апелляционной инстанцией для районных судов; он также может рассматривать дела в первой инстанции. В порядке апелляции дела слушаются тремя профессиональными судьями.

Судьи утверждаются Сеймом и несменяемы. Они отрешаются от должности исключительно постановлением суда. Закон может определить возраст, с достижением которого судьи оставляют свою должность.

Верховный суд состоит из Сената и трех коллегий: Гражданского суда, Уголовного суда и Коммерческого суда.

Коллегии Верховного суда являются апелляционной инстанцией для дел, рассмотренных окружными судами по первой инстанции. Сенат Верховного суда – апелляционный суд для решений Государственного контроля и дел, рассмотренных окружными и районными судами по первой инстанции. Сенат состоит из четырех департаментов: гражданского, уголовного, коммерческого и административного. Все судьи Верховного суда образуют Пленум, который является общим собранием судей Сената Верховного суда и его коллегий. Пленум принимает руководящие разъяснения для судов о применении законов.
Так называемые специализированные суды (арбитражные, третейские, по трудовым спорам) создаются на базе норм гражданского законодательства. Так, в 1998 г. Законом об изменении Гражданско-процессуального кодекса созданы патентные суды. Также в Латвии на основании особого закона действуют Военные суды.

В 1996 г. в Латвии учрежден и с 1997 г. приступил к работе Конституционный суд, который в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов Конституции, а также другие дела, переданные в его компетенцию. Он вправе признать утратившими силу законы и другие акты или их части. Судьи Конституционного суда утверждаются на установленный законом срок Сеймом путем закрытого голосования большинством не менее 51 голоса.

В Латвийской республике органом судебной власти является прокуратура. Она самостоятельно осуществляет надзор за соблюдением законности в пределах установленной компетенции.

Прокуратура представляет собой единую, централизованную трехступенчатую систему учреждений, возглавляемую генеральным прокурором. Ее образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры судебных округов, прокуратуры районов (республиканских городов) и специализированные прокуратуры. Генерального прокурора по предложению председателя Верховного суда утверждает в должности Сейм на семь лет. Нижестоящих прокуроров назначает сам генеральный прокурор. Организацию и деятельность латвийской прокуратуры регулирует Закон «О прокуратуре» от 19 мая 1994 г.

Организация латвийской адвокатуры определена Законом «Об адвокатуре» от 27 апреля 1993 г.

Закон «О судебной власти» интересен еще и тем, что если в тексте Конституции Латвии не упоминается о принципе разделения властей, то в Законе четко закреплено, что независимая судебная власть существует наряду с законодательной и исполнительной властями (ст. 1).

Первоначальный текст Конституции 1922 г. содержал норму о судах присяжных, действующих на основании особого закона (ст. 85). Однако современный законодатель не счел необходимым включать в Конституцию этот судебный институт. Суды присяжных действуют в Латвии на основании закона.

Высший орган финансово-экономического контроля в Латвии – Государственный контроль, являющийся, согласно Конституции, независимым коллегиальным учреждением. Государственный контролер назначается парламентом на четырехлетний срок. По его предложению парламент утверждает членов Совета Государственного контроля также на четырехлетний срок.

Закон о Государственном контроле 1993 г. определяет устройство и компетенцию этого органа. Государственный контролер ежегодно докладывает парламенту о фактическом выполнении предыдущего годового государственного бюджета.

В 1995 г. постановлением Кабинета министров создано Государственное бюро по правам человека (в 1996 г. принят Закон о нем).