Главная arrow Экономика и право arrow Транспорт и связь
Транспорт и связь
Транспортная сеть Латвии развита и имеет большую разветвлённость. Латвия специализируется на транзитных перевозках и услугах, так доля всего транзита в ВВП – около 7%, в том числе российского – около 5%.

Транспортной специализации страны благоприятствуют:
географическое положение, наличие незамерзающих портов (города Рига, Вентспилс и Лиепая), густая сеть железных и автомобильных асфальтированных дорог.

Важная составная часть транзитного комплекса Латвии – железнодорожный транспорт. Строительство железных дорог в стране началось в середине XIX в., и было вызвано необходимостью вывоза грузов из России к портам Балтийского моря.

На современном этапе на железные дороги приходится 50% перевозок грузов, их протяжённость 2,4 тыс. км. Большую часть в структуре грузооборота составляют нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, металлы и лес.

Протяжённость автомобильных дорог – 20,6 тыс. км, из них 7,5 тыс. км с асфальтовым покрытием. Автомобильный транспорт также в значительной степени обслуживает транзитные перевозки.
В инфраструктуре Латвии возрастающее значение приобретает развитие портового хозяйства. Латвийский транзитный коридор – основная транспортная артерия в бассейне Балтийского моря для доставки российской нефти и нефтепродуктов к рынкам северо-западной Европы. Важнейшим портом этого коридора остается Вентспилс, лидер по приему и перевалке российской нефти. Вентспилс – самый крупный порт в регионе Балтийского моря и один из 15 европейских портов, имеющих самые большие грузообороты. Всего на морские перевозки приходится 14% от общего числа перевозимых в Латвии грузов.

Вентспилс – единственный на Балтике порт, в который заходят суда максимально допустимых размеров для прохождения Суэцким, Панамским каналами и Датскими проливами. После завершения дноуглубительных работ глубина судоходного канала в акватории района приема жидких грузов составила 47,5 м. Кроме операций по перевозке нефти, Вентспилс осуществляет перевозки калийных удобрений. По объему их отправлений Вентспилс уступает только канадскому порту Ванкувер. Вентспилс проводит также операции по перевалке и транспортированию чугуна, черных металлов, хлопка, крупногабаритных грузов. На территории порта располагается уникальный склад для хранения ферросилиция.

В устье р. Даугава находится Рижский порт. Главные грузопотоки, проходящие через него состоят из черных и цветных металлов, генеральных и насыпных грузов, контейнерных грузов, минеральных удобрений, лесоматериалов, продовольствия, нефти и нефтепродуктов.

В Рижском порту расположен самый большой контейнерный терминал на Балтийском море. Три четверти обрабатываемых грузов – импортные. В последние годы наблюдается снижение объема контейнерных перевозок, что связано с возросшей конкуренцией Таллиннского и Клайпедского портов.

Грузооборот латвийских портов за 2004 г, составил 57,4 млн. т, что на 5% больше, чем за тот же период 2003 г. При этом Вентспилский порт перевалил 25,66 млн. т грузов, Рижский – 22,06 млн. т.

Для повышения конкурентоспособности своей экономики Латвия должна еще более активно использовать свое географическое положение, стать настоящими «порогами Европы» па Восток.

Уже сейчас она относится к странам с выраженным сектором услуг, как Голландия или Дания. Голландия, например, успешно обслуживает экономику Германии. Грузооборот латвийских портов ежегодно возрастает, и Латвия должна использовать этот ресурс для расширения международных связей, а следовательно, и для развития национальной экономики.

Важная составная часть транзитного комплекса по обслуживанию транспортирования нефти – система магистральных трубопроводов. По территории Латвии проходит нефтепроводов – 437 км, газопроводов – 1600 км.