Главная arrow Государство и политика arrow Административное деление и государственное устройство
Административное деление и государственное устройство
Латвия является унитарной республикой. Административно-территориальное деление – 26 районов, 70 городов, 483 волости.
Крупнейшие города: Рига, Даугавпилс, Елгава, Лиепая, Вентспилс.

В 1992 г. в Латвии было восстановлено действие первой Конституции, принятой Учредительным собранием 15 февраля 1922 г. В 1994 и 1996 гг. в нее был внесен ряд изменений. 15 октября 1998 г. Сейм дополнил Конституцию 1922 г. новым разделом, содержащим нормы о правах человека, а также положением о латышском языке как единственном государственном.

По форме правления Латвия является парламентарной республикой.

Государственная власть в соответствии с Конституцией осуществляется Сеймом, президентом и правительством.

Законодательная власть в Латвии принадлежит Сейму
– однопалатному парламенту состоящему из 100 депутатов. Сейм избирается на 3 года всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.

Активное избирательное право принадлежит полноправным гражданам Латвии, достигшим 18 лет, а после достижения 21 года у них возникает и право быть избранными в члены парламента.

Постоянно действующим органом Сейма является его президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей.
Депутаты, выступая как представители всей нации, не связаны императивным мандатом и не могут быть отозваны избирателями. Они обладают иммунитетом от судебного, административного и дисциплинарного преследования за голосование или мнения, высказанные в ходе исполнения депутатских обязанностей. Все ограничения депутатской неприкосновенности возможны только после получения согласия на эти действия со стороны Сейма. При этом, согласно Конституции, застигнутый на месте совершения преступления депутат может быть арестован. Кроме того, Конституция допускает привлечение депутата к судебной ответственности в случае распространения им ложных, порочащих честь сведений, либо сведений, касающихся частной или семейной жизни.

Сейм работает в сессионном порядке, причем его заседания могут проводиться лишь при участии не менее 1/2 состава парламента. Допускается совмещение депутатского мандата и членства в Кабинете Министров.

Роспуск парламента может быть инициирован только Президентом Республики. Однако характер взаимоотношений этих органов таков, что эта процедура имеет обоюдоострый характер и может стоить Президенту его поста. В полном соответствии с главенствующей ролью парламента вопрос о его роспуске может быть решен только избравшим его народом. По инициативе Президента проводится народное голосование, и только в случае одобрения решения о роспуске более чем 1/2 его участников Сейм считается распущенным. При ином исходе голосования (более 1/2 голосует против роспуска) смещенным со своего поста считается Президент.

В Латвии законодательная власть может осуществляться непосредственно гражданами. Не менее 1/10 части избирателей вправе представить Президенту Республики разработанный проект поправок к Конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. Если Сейм не примет проект без изменений по существу, то он передается на народное голосование.

При этом на народное голосование нельзя выносить законы о бюджете, о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, объявлении и прекращении действия режима исключительного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с другими государствами. Все остальные законопроекты могут быть предметом народного голосования.

Сейм избирает президента, обсуждает законодательные акты, утверждает или отвергает кандидатуру премьер-министра, назначаемую президентом, формирует правительство страны.

Главой государства является Президент Республики, которого избирает Сейм закрытым голосованием большинством не менее 51 голоса сроком на 3 года. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики более 6 лет подряд.

Президент Республики представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей, выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров. Он также выдвигает кандидатуру Президента министров (главы правительства).

Президент Республики публикует принятые в Сейме законы не ранее чем на 7-й и не позднее, чем на 21-й день по их принятии. Президент в течение 7 дней может требовать в мотивированном письме на имя председателя Сейма вторичного рассмотрения закона. Если Сейм закон не изменит, Президент не может возражать вторично.

Президент Республики вправе задержать публикацию закона (на 2 месяца) по своей инициативе и обязан это сделать, если того требует не менее 1/3 членов Сейма. Этим правом Президент Республики или 1/3 членов Сейма могут воспользоваться в течение 7 дней с момента принятия закона. Задержанный таким образом закон подвергается народному голосованию, если того потребует не менее 1/10 части избирателей. Если в течение вышеуказанных 2 месяцев подобное требование предъявлено не будет, то закон подлежит публикации. Народного голосования не происходит, если Сейм вторично вотирует закон и если за его принятие выскажется не менее 3/4 всех депутатов.

В Латвии президент Республики за свою деятельность политической ответственности не несет. Все его распоряжения должны быть подписаны главой правительства или соответствующим министром. Это правило не распространяется на вопрос о роспуске Сейма и выдвижение кандидатуры главы правительства.

Президент Республики может быть привлечен к уголовной ответственности, если на то соглашается Сейм большинством не менее 2/3 голосов.

Поскольку Конституция не предусматривает поста вице-президента, в определенных ситуациях обязанности Президента Республики исполняются председателем Сейма. В числе возможных оснований, наряду с отказом от должности, смерти либо отзыва Президента, также и нахождение его вне границ государства, а также возникновение иных препятствий для исполнения обязанностей. В Конституции нет каких-либо ограничений полномочий председателя Сейма, исполняющего функции Президента, что не вполне традиционно.

В мае 2007 г. в результате голосования в латвийском парламенте на пост президента республики избран 52-летний врач-травматолог Валдис Затлерс. За его кандидатуру проголосовали 58 депутатов, что дало ему право стать президентом без второго тура выборов. Полномочия бывшего президента Латвии – Вайры Вике-Фрейберги истекают 7 июня, и она не имеет право на переизбрание.

В борьбе за пост президента Латвии Затлерс обошел оппозиционного кандидата - юриста Айвара Эндзиньша, за которого проголосовали 39 депутатов.

Высший орган исполнительной власти в Латвии – кабинет министров.

Кабинет составляется лицом, призванным к этому Президентом Республики. Число министерств, объем их деятельности, равно как и взаимоотношения государственных органов, устанавливаются законом.

Кабинету министров подчинены органы государственного управления. Для исполнения своей должности Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма, и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если он выражает недоверие Президенту министров, то в отставку уходит весь Кабинет. Когда недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров призывает другое лицо.

В промежутке между сессиями Сейма Кабинет министров имеет право в силу необходимости издавать постановления, имеющие силу закона. Такие постановления не могут изменять закона о выборах в Сейм, законов о судоустройстве и судопроизводстве, бюджета и бюджетного права, а также законов, принятых во время деятельности существующего Сейма; равным образом они не могут касаться амнистии, эмиссии, законов государственного казначейства, государственных налогов, таможенных сборов, железнодорожных тарифов и займов; они теряют силу, если не будут внесены в Сейм до истечения 3 дней после открытия ближайшей сессии Сейма.

Главной проблемой государственного строительства Латвии является статус русскоязычных граждан. Несмотря на то, что русскоязычные составляют 48% населения Республики, правящие круги Латвии проводят курс на создание этнически однородного латышского национального государства. С этой целью осуществляется политика вытеснения русскоязычного населения из страны либо его насильственной ассимиляции. Большинство русскоязычных в Латвии (около трети всего населения Республики) лишены гражданских прав, их положение определяется Законом о статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства, от 25 апреля 1995 г. Прием в латвийское гражданство ограничен специальными квотами и обусловлен рядом требований, в том числе сдачей экзамена на знание латышского языка, истории, Конституции. Режим «нового апартеида» в Латвии неоднократно осуждался международным сообществом как нарушающий основополагающие международные акты о правах человека.