Главная arrow Культура и искусство arrow Наука и образование
Наука и образование
Первая школа на территории Латвии была основана в 1211 г. в Риге, так называемая кафедральная школа. Для латышского населения первая школа открылась во второй половине XVI в. в Риге. В конце XVII в. латышские школы были созданы в некоторых сельских приходах Лифляндской губернии. В XVII в. для детей привилегированных сословий было организовано несколько учебных заведений повышенного типа. В Елгаве в 1775 г. была основана так называемая Академия Петрина.

Законами об освобождении крестьян Курляндской (1817 г.) и Лифляндской (1819 г.) губернии от крепостной зависимости предусматривалось и открытие приходских и волостных латышских школ, однако количество их увеличивалось медленно. В то же время в городах росло число школ для немецкого населения и состоятельных латышей. Прибалтийским дворянским самоуправлением были созданы учительские семинарии в Валмиере (1839 г.) и Ирлаве (1840 г.), где обучение велось на немецком языке; целью этого мероприятия была подготовка покорных дворянству учителей для латышских школ.

Прогрессивное значение имело открытие в Риге министерством народного просвещения мужской гимназии (1867 г.), женской гимназии им. Ломоносова (1868 г.), учительских семинарий (1870 г. и 1894 г.) и политехникума (1862 г.) основанного по частной инициативе. Всё больше латышей поступало учиться в Дерптский (Тартуский) университет (основан в 1802 г.) и в высшие учебные заведения Петербурга и Москвы.

Во второй половине XIX в. представители младолатышей выступили против подчинения школ церкви, онемечивания, требовали обучения на родном языке, расширения содержания школьного образования. В 1885 г. школьная система Латвии включена в общероссийскую систему школ. Указом 1887 г. было определено, что преподавание в волостных школах в течение первых двух лет ведётся на латышском языке, а русский язык преподаётся как учебный предмет, на 3-м году в приходских школах и в учительских семинариях преподавание ведётся на русском языке; в городских начальных и в приходских школах, в учительских семинариях и др. учебных заведениях обучение переводилось с немецкого языка на русский.
Во второй половине XIX в. наблюдался значительный рост школ. По переписи 1897 г. грамотность населения составляла 79,7%. Накануне 1-й мировой войны в начальных и средних школах обучалось 172 тыс. учащихся.

В современной Латвии получение начального и среднего образования гарантируется государством. Обязательное обучение – это 9 лет.

В 2000–2001 гг. учебном году в 1074 школах (в том числе 41 частной) обучалось 359,8 тыс. чел. В бесплатных государственных школах училось 90% детей.

В Латвии имеются государственные школы и для национальных меньшинств с русским, литовским, эстонским, еврейским, украинским и польским языками обучения.

В Латвии действуют Латвийский университет, Рижский технический университет, Сельскохозяйственная академия, Медицинская академия, Рижский институт транспорта и связи. С 2001 г. начали работать частный вуз – Высшая школа инженерных наук и информационных технологий, а также частные Юридический колледж и Колледж Алберта.

Латвийская академия наук (109 институтов, 5,5 тыс. чел.) является центром научных исследований в стране. Расходы на науку и образование (2000) составляют 0,5% от ВВП – 170 млн. долл., в 3,2 раза меньше, чем в 1991 г.

В Латвии приступила к работе Академия интеллектуальной собственности и новаций. Её учредили Ипотечный банк, Академия наук, Латвийский государственный университет, Технический университет, Институт транспорта и связи. Цель общественной академии – стимулировать научные изыскания и их практическое применение. Эксперты академии ведут поиск и отбирают наиболее актуальные для развития страны проекты учёных, а банк помогает найти выгодные кредиты для реализации продуктивных идей.