Архитектура
На территории современной Латвии в I м тыс. до н. э. возникли укрепленные поселения родовых общин (пилскалны). В таких поселениях найдены овальные и прямоугольные в плане постройки с каркасом из деревянных столбов, врытых в землю. Со становлением в X–XIII вв. феодальных отношений некоторые пилскалны превратились в опоясанные деревянными рублеными стенами усадьбы-замки местной знати, в которых жилые и хозяйственные строения по периметру окружали двор.

В конце XII–XV вв. преобладало строительство каменных оборонительных и культовых зданий. Древнейшие из них были построены из известняка в духе романской архитектуры. В XIII–XIV вв. сложились различные типы замков рыцарей-крестоносцев например: Турайдский замок в Сигулде, замок в Вентепилсе, замок в Кокнесе и др. Феодальные замки обычно становились центрами обороны городов, развивавшихся преимущественно на основе более древних поселений (Рига, Цесис).

В культовом зодчестве вначале преобладали зальные храмы, а с XIV в. – трёхнефные базилики с башней на западном фасаде. Строительство Домской церкви в Риге способствовало распространению в Латвии переходных романо-готических форм и конструкций (сводов, арок и др.), выполненных из кирпича и естественного камня; применялся сдержанный фигурный и орнаментальный декор.

В XIII–XIV вв. победа зрелой готики, связанная с полным освоением готических конструкций и приёмов построения динамичного внутреннего пространства, получила яркое выражение в постройке церкви Петера в Риге. Первоначальная, возведённая из камня небольшая раннеготическая постройка с 4 крестообразными в плане опорами, отделявшими средний неф от боковых, после перестроек XV в. превратилась в огромную трёхнефную базилику с узким трансептом, хором и венцом шестигранных капелл, близкую по типу соборам Шверина и Ростока. В период поздней готики, с распространением строительства из кирпича, богаче становится декор фронтонов и перекрытий.
Во второй половине XVI – первой половине XVII вв. зодчество Латвии развивается под преобладающим воздействием североевропейской (преимущественно нидерландской) архитектуры: традиции готики иногда своеобразно сочетаются с влиянием архитектуры Позднего Возрождения.

Во второй половине XVII в. распространяются проникавшие из Польши и стран Северной Европы формы барокко. Появляются барочные фасады-ширмы, например, фасад церкви Петера в Риге. Использование ордерных форм и барочных порталов при сохранении готической структуры сооружений характерно для жилых домов именитых рижских горожан.

В период расцвета барокко и в эпоху господства классицизма архитектура Латвии теряет средневековые черты. Строятся крупные дворцово-парковые ансамбли и др. светские здания.

В XVIII в. в искусстве Латвии появляются элементы рококо. Характерный для рижской архитектуры 1780-х-1790-х гг. т. н. бюргерский классицизм наиболее ярко проявился в многоэтажных домах, построенных архитектором К. Хаберландом. В юго-восточной Латвии, наряду с получившим широкое распространение типом католического храма с двумя высокими ажурными башнями и богатой пластической разработкой фасада, появились церкви, восходящие к барочным итальянским образцам.

С начала XIX в. зодчество Латвии развивалось под влиянием русского классицизма: в Риге и Даугавпилсе применялись «образцовые» проекты фасадов жилых домов и проекты казённых зданий, разработанные в Петербурге; формы русского классицизма проникли и в усадебную архитектуру.

Во второй половине XIX в., в период распространения эклектической архитектуры формируется национальная школа зодчества нового времени. На рубеже веков существовало национально-романтическое направление, представители которого пытались сочетать в своих постройках переработанные мотивы народного искусства. Наряду с «модернизованной классикой» было распространено стилизаторство в национально-романтическом духе, жилая архитектура испытала некоторое влияние рационализма.